События последних недель говорят о том, что высшие исламские учебные заведения России стоят на пороге качественного скачка. Центральной новостью стало сообщение о том, что 13 ноября Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении поправки к закону «Об Образовании», которые дают право духовным вузам получать государственную аккредитацию, а их выпускникам – дипломы государственного образца.
Президент Владимир Путин поддержал эту инициативу, о чем сообщил лично мусульманским лидерам на встрече 8 ноября в Кремле.
Знаковым стало посещение первым вице-премьером России Дмитрием Медведевым Российского Исламского университета в Казани 12 ноября, что демонстрирует интерес государства к развитию не только православного, но и мусульманского высшего образования.
Несколькими днями ранее в рамках III Всероссийского мусульманского форума в Москве состоялась всероссийская научная конференция «Роль образования в решении актуальных проблем мусульманского сообщества России», на которой председатель Совета муфтиев России поставил перед руководителями исламских вузов страны задачу создания Союза ректоров мусульманскиx учебных заведений.
14 ноября в Махачкале состоялась встреча ректоров всех исламских учебных заведений Дагестана. Руководитель комитета по делам религий Ахмед Магомедов на этой встрече заявил о том, что президент Дагестана поручил возглавляемому им комитету контролировать и оказывать поддержку развитию исламского образования.
Все эти события происходят на фоне того, что сейчас при поддержке государства идет формирование в России пяти исламских университетских центров.
Дмитрий Медведев, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации в своей речи в РИУ отметил:
"Мусульманское сообщество России продолжает играть важнейшую роль в жизни всей страны, и мы вместе укрепляем РФ, основы ее многовековых традиций, добрососедства.
В такой многоконфессиональной и многонациональной стране, как Россия, самое пристальное внимание должно уделяться духовному образованию. Очевидно, что диалог религии и культуры - непременные условия развития единства российской нации, общественного согласия, суверенитета. Образование религиозное, преподавание знаний о религиях играют значимую роль в формировании толерантной среды в российском обществе.
Не секрет, что система исламского образования за годы советской власти была практически разрушена. С начала 1990-х годов подготовка мусульманских священнослужителей осуществлялась за рубежом без координации российских религиозных общин.
Увеличение религиозного просвещения - задача и государства, и религиозных объединений, и отечественной системы образования. Считаю правильным предложение о предоставлении духовным учебным заведениям право аккредитовывать свою образовательную программу по государственным стандартам".
(По сообщениям СМИ)
Мы, со своей стороны, приводим комментарии наиболее компетентных лиц, имеющих прямое отношение к исламскому высшему профессиональному образованию в России, о происходящих изменениях в данной сфере.
Дамир Мухетдинов, ректор Нижегородского исламского института им. Х.Фаизханова (Нижний Новгород)
То, что в последнее время делается в сфере развития высшего мусульманского образования, не может не радовать. Во-первых, поставленные в одни и те же условия, что и все остальные вузы, исламские университеты и институты будут конкурировать со светскими вузами за самых талантливых, мотивированных студентов на равных.
Не секрет, что в существовавшей доселе ситуации самые способные молодые люди отказывались от получения образования в исламских вузах именно из-за того, что не видели перспективы применения своих знаний после учёбы, а роль имама их по тем или иным причинам не устраивала. В новых условиях наши выпускники смогут служить не только в мечетях, но и в сфере науки, образования, государственной службы.
Хочу отметить и тот факт, что сотрудничество в сфере высшего религиозного образования - это тот показатель, который свидетельствует о процессе налаживания по-настоящему партнёрских отношений между российской уммой и государством. На самом высоком уровне – на уровне главы государства - была озвучена мысль о важности развития религиозного образования в стране, в том числе и государственной аккредитации религиозных вузов.
Вместе с тем, происходящие изменения – это и вызов системе мусульманского образования и умме в целом, своего рода «экзамен на получение аттестата зрелости». Ведь происходящие реформы предполагают и изменения учебных программ и стандартов, повышение общего уровня качества образования. А ведь многие из исламских вузов сейчас страдают банальной нехваткой учебных пособий!
В этой связи хочу подчеркнуть возрастающую роль книжной серии «Ханафитское наследие», которая запущена в Издательском доме «Медина». Эта серия предусматривает восстановление в мусульманской образовательной сфере утраченных позиций ханафитской богословской школы – исконной для российских мусульман. Труды крупнейшего ханафитского ученого Абдельхамида Тахмаза, переведенные на русский язык в рамках этой серии, дают преставление об основах исламской юриспруденции – фикхе. Уже увидели свет книги «Молитва, Пост, Закят» (1 том), «Бракосочетание», «Джаназа», а в ближайшем будущем будут изданы книги «Китаб аль-курбан» и «Китаб ат-тахарат».
Максуд Садиков, ректор Института теологии и религиоведения (Махачкала)
Этот факт является признаком признания исламского образования, приравнивающим исламское образование к государственному образованию и государственным стандартам. Это очень положительный шаг в политике нашего государства. Что же это даст нашим выпускникам?
Наш выпускник сможет трудоустраиваться на тех же правах, что и выпускник другого государственного вуза в вопросе. Наш студент сможет получить второе высшее образование не с нуля, а как уже имеющий высшее образование.
Наши студенты будут учиться по новым стандартам, где будут включены определённые светские дисциплины. Если до сих пор мы имели право давать только религиозные дисциплины, то сейчас уже - с переходом на государственные дипломы - мы будем обязаны работать по конкретным государственным стандартам, и в целом это повысит уровень образования выпускников исламских учебных заведений.
Вместе с тем, существуют и проблемы, которые нам придётся решать. Мы должны будем помочь государству сформировать и составить стандарты, по которым будут готовить священнослужителей в рамках наших учебных заведений.
Усиливается требование к нашей документации, усложняется лицензирование учебных заведений, так как количество предоставляемых документов становится больше, соответственно усиливается контроль со стороны государства.
Нам следует с учетом этих условий выработать механизм, позволяющий извлечь положительные моменты и выпускать хороших специалистов.
(Подготовлено при содействии Пресс-службы Духовного управления мусульман Дагестана)
Рафик Мухаметшин, ректор Российского Исламского университета (Казань)
Появление первых мусульманских учебных заведений относится к концу 1980-х годов. Это был период их спонтанного открытия, когда они еще до конца не вписались в правовое и образовательное пространство России, не имели постоянных источников финансирования. Учебные заведения создавались в основном по инициативе различных зарубежных мусульманских благотворительных фондов, они же их финансировали и поставляли преподавательские кадры.
В период эмоционального религиозного подъема считалось, что после 80-ти лет атеизма очень важно возвращение религии в нашу жизнь. Но в какой форме? Этим вопросом тогда задавались немногие. Большинство считало, что любые религиозные знания лучше атеистических представлений. Однако, жизнь показала, что всё намного сложнее. И государство в этот период занимало позицию постороннего наблюдателя, особо не выстраивая внятной политики в сфере государственно-религиозных отношений, в том числе и в области мусульманского образования.
Первые результаты деятельности мусульманских учебных заведений проявились после появления выпускников этих медресе в мусульманских приходах России. Оказалось, что богословски вполне образованные выпускники довольно далеки от традиций российских мусульман. Молодые имамы искренне убеждали своих прихожан в том, что истинные духовные ценности находятся за пределами традиций наших предков.
Эта проблема, иногда перераставшая в противостояние между старшим и молодым поколением мусульман, ещё раз высветила актуальность и острую необходимость создания полноценной системы мусульманского образования, которая строилась бы на исторических традициях и была бы адаптирована к российской действительности.
Весьма отрадно, что 2007 год в плане поддержки мусульманских учебных заведений со стороны государства в России стал поворотным. В этом году правительством России принято распоряжение «О содействии подготовке специалистов по истории и культуре ислама». Программа также, мы надеемся, даст возможность более масштабно реализовать потенциал нашего университета и как учебно-методического центра мусульманских учебных заведений Поволжского региона.
(из выступления на встрече с Д.Медведевым в РИУ 12 ноября 2007 г.)
|